Что такое ОСАГО и Е-ОСАГО

ОСАГО на практике называют вид правоотношений и сам полис, подтверждающий заключение договора со страховой компанией. В соответствии с законодательством РФ страховой полис ОСАГО должен быть у каждого водителя технического устройства, используемого для перевозки грузов и людей (транспортного средства или сокращенно ТС).

Определение термина

Расшифровка аббревиатуры (основные признаки ОСАГО):
● обязательное. Заключать договор или нет решает не владелец ТС, а законодатель. При отсутствии полиса ОСАГО сотрудник Госавтоинспекции вправе выписать штраф;
● страхование. Это вид договорных отношений, предполагающий, что при наступлении определенного неприятного события страховая компания обязана выплатить второй стороне (страхователю) сумму денег в качестве компенсации;
● автогражданской. Договор ОСАГО обязаны заключать все владельцы ТС;
● ответственности. В соответствии с полисом ОСАГО страхуются в первую очередь не интересы владельца транспортного средства, а интересы третьих лиц, которые могут пострадать от его действия (или действий допущенного им за руль водителя) при управлении машиной.
Таким образом, ОСАГО — это страховка владельца автомобиля на случай причинения ущерба другим гражданам или юридическим лицами при использовании машины. Убытки этих лиц, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по вине страхователя, возмещает страховая компания.
Поэтому и говорят, что страхуется риск ответственности. Если компетентными органами устанавливается виновность водителя конкретного ТС в ДТП, появляются условия для возникновения обязательств вследствие причинения вреда. Но при наличии полиса обязанность по оплате ущерба водителя перекладывается на страховую компанию.

Законодательное регулирование и основные понятия

Страхование — одна из наиболее сложных отраслей российского права. Чтобы объяснить суть "автогражданки" и порядок ее действия, потребуется составить список основных понятий, введенных действующим законодательством.
Сперва необходимо указать на законодательные документы, которые регулируют страхование. Прежде всего, это часть вторая Гражданского кодекса РФ, но она содержит только общие понятия относительно ОСАГО. Основной нормативный акт в этой отрасли — Федеральный закон ФЗ-40 от 25.04.2002г. А наиболее детально порядок действий сторон, расчета и выплаты возмещения установлен в Правилах ОСАГО, утвержденных Положением Банка России №431-П от 19.08.2014г. Большую роль при регулировании ОСАГО имеет судебная практика.
Так как страхование обязательное, именно в Правилах ОСАГО подробно описаны условия взаимодействия, стороны их менять по своему желанию права не имеют. А в качестве подтверждения заключения договора выдается полис.
ПонятиеОпределение в законеОсобенности применения на практике
Владелец ТССобственникВодитель служебной машины ее владельцем не является
Страховой случайПричинение вреда имуществу, здоровью или жизни при использовании ТС Дорожно-транспортное происшествие
Страховая премияПлата страховой компании за полисДоговор страхования вступает в силу после оплаты премии хотя бы частично
Страховая сумма Лимит финансовых обязательств страховой компанииБольше этой суммы потерпевшим не выплатят

Купить ОСАГО выгодно, сравнив цены сразу во всех страховых

1

Шаг 1 / 2 :
Иформация о ТС

Сайт защищён. Все вводимые данные зашифрованы с помощью SSL.

Субъекты взаимоотношений

Практика ОСАГО в Российскую Федерацию пришла из-за рубежа, где этот вид страхования используется уже давно и показал свою эффективность. Но на территории России автогражданка получила свою специфику. Вскоре после введения ОСАГО у страховых компаний наметилась тенденция оптимизировать расходы на выплату возмещений. Появилась отдельная сфера юридических и оценочных услуг для защиты интересов автовладельцев.
От страховой в рамках ОСАГО чаще всего действуют следующие лица:
● страховой агент, который продает страховку;
● отдел урегулирования убытков — подразделение, занимающееся оформлением дел по возмещению;
● эксперт — производит осмотр автомобиля, рассчитывает возмещение.
Это разные сотрудники, выполняющие собственные функции.

Эволюция законодательства

Законодательство на протяжении 18 лет существенно изменилось. Постепенно были введены:
● прямое урегулирование убытков. Потерпевшим было предоставлено право обращаться в "свою" страховую, а не в компанию виновника;
● европротокол. Возможность оформления простого ДТП без вызова ГИБДД. Если в ДТП причинен вред жизни или здоровью, участвовали водители, не застраховавшие ответственность, есть разногласия о виновности и степени повреждений, ущерб предварительно оценен свыше 100 000 рублей, вызов уполномоченных сотрудников полиции обязателен;
● отправление на ремонт в СТО вместо выплаты возмещения. Такая возможность была предусмотрена изначально, однако, широкую практику получила не сразу. Когда страховые компании стали массово занижать расчеты ущерба многие пострадавшие сделали выбор в пользу ремонта;
● методические рекомендации по расчету ущерба. Этот вопрос вызывал наибольшие споры между потерпевшими и страховыми компаниями, на определенном этапе начался настоящий бум судебных разбирательств с оспариванием сумм, выплаченных на ремонт. В результате были введены единые рекомендации, которые нельзя назвать идеальными. Возможность оформление электронного полиса — это часть общей политики государства по цифровизации.

Е-ОСАГО

Система электронного ОСАГО появилась еще в 2015 году и предоставила возможность оформить полис самостоятельно через сайт страховой компании. Полученные таким образом полисы имеют равную силу с бумажными аналогами. Помимо экономии времени такой формат работы позволяет покупать ОСАГО в труднодоступных районах и без навязывания дополнительных услуг.
С 2017 года страхователям предоставлена возможность наряду с электронным бланком получить и бумажный (на стандартном бланке) по почте или в офисе.
Электронный полис можно распечатать на самом обычном принтере. Внести изменения в Е-ОСАГО можно как при личном визите, так и в электронном виде. В настоящее время наличие бумажного варианта полиса у водителя не является обязательным, сотрудникам ГИБДД можно предъявить документ на смартфоне или планшете.